Обобщение опыта работы

учителя географии высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Брянска»

Яськовой Ларисы Ивановны

 

 

 

Тема: «Интеграция и межпредметные связи в формировании знаний учащихся в курсе школьной географии».

Автор: Яськова Лариса Ивановна, учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Брянска».

 

  1. 1.    Понятие об интеграции и межпредметных связях, их характерные особенности

Многие годы среди характеристик школьного урока присутствовала и такая, как использование «межпредметных связей». В чем отличие этой формы работы от интеграции? Да и есть ли оно вообще? Отличие, безусловно, заключается в характере деятельности учителя (учителей).

Установление межпредметных связей обычно понимается как использование материала, формы и способа изложения, присущих одному предмету в рамках другого. Под интеграцией предметов подразумевают объединение их в единое целое с целью создать у учащихся целостную картину мира.

В отличие от интеграции межпредметные связи не требуют ни выработки учителями единой педагогической «стратегии», ни обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработки уроков по изучаемой теме, то есть всего того, без чего не мыслима интеграция предметов.

Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих (или нескольких) учителей. Он может проводиться одним учителем и охватывать весь материал курса или возникать эпизодически в какой-то теме.

 

  1. 2.    Способы интеграции и межпредметных связей

Можно выделить несколько способов интеграции учебных программ:

  • Первый способ интеграции учебных программ – знаковый, символический. Используется при необходимости выработать у учеников определенные знания и подходы к изучаемому материалу. Или психологическая характеристика класса указывает на необходимость развивать внимание, тренировать память учеников, расширить их познавательный интерес… Этот способ предполагает решение проблемы, с помощью фиксирования в сознании учащихся, что «это то самое, с чем вы уже встречались». Он основан на сравнении: «Вот вы недавно строили на уроке коллеги А. схему… Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня».
  • Второй способ – напоминание, проводится через заимствованный материал. Например, рисуя на уроке ИЗО какое-то животное, спрашиваем, что помнят о нем учащиеся.
  • Третий способ требует перебора многих известных ученикам фактов или мыслительных операций. В этом случае может сложиться ситуация, когда необходимо взаимное применение знаний и умений по предметам. Педагоги могут указать друг другу на сферу применения знаний по их предмету в другой науке и выделить умения, на которые им хотелось бы опираться в ходе своих уроков.
  • Четвертый способ интеграции – взаимообусловленный блок предметов. Он требует разработки целого интеграционного курса, с установлением срока его действия, и проведением, по завершению, специальных интегрированных проверочных работ.
  • Если мы встречаемся с единством тематики в двух учебных предметах, объединение их в интегрированный курс требует искусного конструирования программ обоими учителями, что является пятым способом интеграции.

 

В зависимости от способов интеграции и межпредметных связей выделяют следующие формы уроков:

- интегрированные уроки – исследования;

- уроки выполнения творческих проектов;

- уроки систематизации знаний;

- уроки обобщения и повторения;

- уроки – путешествия, экспедиции;

- получение новых знаний;

- уроки формирования новых знаний и умений.

 

  1. 3.    Этапы формирования интегрированного курса и уроков с межпредметными связями

Началом интегрирования предметов является выделение в программе по каждому предмету сходных или единых тем. Продумав и обсудив всю совместную педагогическую деятельность, учителя должны отдавать себе отчет в том, что интеграция будет вестись эпизодически, на определенных этапах обучения, в другое же время каждый учитель будет решать внутренние задачи своего предмета. Необходимо создать единые курсы на основе единства учебных задач, получаемых умений и навыков и единства предметной тематики.

Нужно установить смысловое соответствие, сформировать идею, объединяющую весь комплекс тем и проблем, рассматриваемых в рамках обоих предметов.

Затем нужно сравнить выделенные элементы предметов и «стянуть» наиболее близкие, сопоставимые из них.

После сближения отдельных этапов необходимо провести взаимную перестройку программ так, чтобы все аналогичные элементы существовали параллельно.

Интегрированное преподавание создает для учителей и учеников совершенно новую психологическую ситуацию, а всякое изменение привычной атмосферы в работе требует такта и внимания.

 

  1. 4.    Учет индивидуальных особенностей учащихся при интеграции и межпредметных связях

Последние годы все большее внимание уделяется учету индивидуальных особенностей детей. Это касается и уроков данного типа. Перед проведением интегрированных уроков необходимо серьезно изучить познавательные интересы учащихся, их профессиональную ориентацию, свойства психики, влияющие на усвоение учебного материала. Каждый из педагогов сталкивался с такой проблемой: для одной группы учащихся возможен быстрый темп объяснения, для другой необходимы повторения одного и того же с разнообразными комментариями; кто-то из учеников обладает блестящей слуховой или зрительной памятью, а другому требуется полная запись всего хода работы в своей тетради, что бы освоить информацию. Нескольким учителям легче увидеть и решить возникающие проблемы при помощи групповой и индивидуальной работы с учениками, проведении дополнительных и внеклассных занятий, творческих дел особого характера, подготовки и выполнении творческих и научно-исследовательских проектов, организации экскурсий, посещении выставок и т.п.

 

  1. 5.    Критерии и анализ интегрированных уроков

Уроки с элементами интеграции требуют иных критериев и анализа, чем обычный урок.

Критерии оценки и анализа урока с элементами интеграции:

  1. Отражение идеи интеграции в формулировках учебно-воспитательных задач;
    1. Формы интеграции на уроке (полное слияние учебного материала; слияние большей части учебного материала; построение автономных блоков в рамках единого урока и их взаимосвязь);
    2. Методические приемы и средства реализации элементов интегрирования, их соответствие задачам урока;
    3. Активность, интерес и успех учащихся в осуществлении элементов интеграции;
    4. Формы и приемы сотрудничества с учителями других предметов.

Всю систему работы по интеграции можно представить в виде схемы:

—      условные обозначения;

—      предметы, начало работы по согласованию учебных программ;

—      межпредметные связи;

—      межпредметные знания, умения и навыки;

—      синтез разрозненных знаний и умений на основе интеграции как средство обучения (получение новых представлений на стыке предметных знаний);

—      целостное представление о мире;

—      итог обучения.

Схема анализа интегрированных уроков (курсов):

Каков уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная структура; параллельное сосуществование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?

Какова тема интегрированного урока? Какова его проблема? Какова его цель? Уровень новизны? Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?

Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интеграционному уроку; спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом длительной подготовки учителя и ученика? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем и характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?

Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников в нем? Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

Как осуществлялось сотрудничество учителей на интегрированных уроках? Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке оцениваются по следующим критериям: создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

 

  1. 6.    Интегративный подход в естественнонаучном образовании

В естественных науках лежат те природные закономерности и фундаментальные законы природы, изучение которых составляет основу и смысл всякого знания. В связи с этим естественнонаучные дисциплины приобретают особую роль и требуют обновления своего содержания.

Одна из фундаментальных задач школы – формировать у учащихся взгляд на мир как единое взаимосвязанное целое, умение видеть и понимать его глобальные проблемы и способы их решения. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношения к миру: «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек».

Обобщая теоретические основы и опираясь на опыт своей работы могу отметить положительные результаты интегративного подхода в естественнонаучном образовании:

  • адекватность современному уровню научных представлений о мире;
  • возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  • расширение «горизонтов» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
  • стимул к. поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих принципам интегративного подхода;
  • объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учёта ценностных ориентации и мотивации обучаемых;
  • снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов;
  • получение качественно нового педагогического результата — не частного предметного совершенствования, а новой философии образования, отражающей целостность и взаимосвязи бытия, сложность феномена Человека, интегративную сущность педагогического процесса.

Осмысление интеграции как механизма гуманитаризации содержания образования позволяет определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования.

Преподавание интегрированной географии, как комплексно-географической, историко-культурной, эколого-экономической и практической науки выходит на первое место. Интегративная роль школьной географии заключается в объединении, связывании в целое отдельных отраслевых – физико-географических, природно-социальных, общественно-географических – ее подразделений. Учебная география, позволяет выработать у школьников географическое мышление, специфической чертой которого является связанность, комплексность и системность. Именно ей принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин.

© yaskova-bryansk

Бесплатный хостинг uCoz