Обобщение опыта работы учителя географии высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Брянска» Яськовой Ларисы Ивановны
Тема: «Интеграция и межпредметные связи в формировании знаний учащихся в курсе школьной географии». Автор: Яськова Лариса Ивановна, учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Брянска».
Многие годы среди характеристик школьного урока присутствовала и такая, как использование «межпредметных связей». В чем отличие этой формы работы от интеграции? Да и есть ли оно вообще? Отличие, безусловно, заключается в характере деятельности учителя (учителей). Установление межпредметных связей обычно понимается как использование материала, формы и способа изложения, присущих одному предмету в рамках другого. Под интеграцией предметов подразумевают объединение их в единое целое с целью создать у учащихся целостную картину мира. В отличие от интеграции межпредметные связи не требуют ни выработки учителями единой педагогической «стратегии», ни обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработки уроков по изучаемой теме, то есть всего того, без чего не мыслима интеграция предметов. Так как интеграция может осуществляться в разных формах и на разных уровнях, не надо думать, что для оценки урока как интегрированного необходимо участие обоих (или нескольких) учителей. Он может проводиться одним учителем и охватывать весь материал курса или возникать эпизодически в какой-то теме.
Можно выделить несколько способов интеграции учебных программ:
В зависимости от способов интеграции и межпредметных связей выделяют следующие формы уроков: - интегрированные уроки – исследования; - уроки выполнения творческих проектов; - уроки систематизации знаний; - уроки обобщения и повторения; - уроки – путешествия, экспедиции; - получение новых знаний; - уроки формирования новых знаний и умений.
Началом интегрирования предметов является выделение в программе по каждому предмету сходных или единых тем. Продумав и обсудив всю совместную педагогическую деятельность, учителя должны отдавать себе отчет в том, что интеграция будет вестись эпизодически, на определенных этапах обучения, в другое же время каждый учитель будет решать внутренние задачи своего предмета. Необходимо создать единые курсы на основе единства учебных задач, получаемых умений и навыков и единства предметной тематики. Нужно установить смысловое соответствие, сформировать идею, объединяющую весь комплекс тем и проблем, рассматриваемых в рамках обоих предметов. Затем нужно сравнить выделенные элементы предметов и «стянуть» наиболее близкие, сопоставимые из них. После сближения отдельных этапов необходимо провести взаимную перестройку программ так, чтобы все аналогичные элементы существовали параллельно. Интегрированное преподавание создает для учителей и учеников совершенно новую психологическую ситуацию, а всякое изменение привычной атмосферы в работе требует такта и внимания.
Последние годы все большее внимание уделяется учету индивидуальных особенностей детей. Это касается и уроков данного типа. Перед проведением интегрированных уроков необходимо серьезно изучить познавательные интересы учащихся, их профессиональную ориентацию, свойства психики, влияющие на усвоение учебного материала. Каждый из педагогов сталкивался с такой проблемой: для одной группы учащихся возможен быстрый темп объяснения, для другой необходимы повторения одного и того же с разнообразными комментариями; кто-то из учеников обладает блестящей слуховой или зрительной памятью, а другому требуется полная запись всего хода работы в своей тетради, что бы освоить информацию. Нескольким учителям легче увидеть и решить возникающие проблемы при помощи групповой и индивидуальной работы с учениками, проведении дополнительных и внеклассных занятий, творческих дел особого характера, подготовки и выполнении творческих и научно-исследовательских проектов, организации экскурсий, посещении выставок и т.п.
Уроки с элементами интеграции требуют иных критериев и анализа, чем обычный урок. Критерии оценки и анализа урока с элементами интеграции:
Всю систему работы по интеграции можно представить в виде схемы: — условные обозначения; — предметы, начало работы по согласованию учебных программ; — межпредметные связи; — межпредметные знания, умения и навыки; — синтез разрозненных знаний и умений на основе интеграции как средство обучения (получение новых представлений на стыке предметных знаний); — целостное представление о мире; — итог обучения. Схема анализа интегрированных уроков (курсов): Каков уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная структура; параллельное сосуществование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре? Какова тема интегрированного урока? Какова его проблема? Какова его цель? Уровень новизны? Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет? Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интеграционному уроку; спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом длительной подготовки учителя и ученика? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем и характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь? Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников в нем? Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели? Как осуществлялось сотрудничество учителей на интегрированных уроках? Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах? Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке оцениваются по следующим критериям: создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
В естественных науках лежат те природные закономерности и фундаментальные законы природы, изучение которых составляет основу и смысл всякого знания. В связи с этим естественнонаучные дисциплины приобретают особую роль и требуют обновления своего содержания. Одна из фундаментальных задач школы – формировать у учащихся взгляд на мир как единое взаимосвязанное целое, умение видеть и понимать его глобальные проблемы и способы их решения. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношения к миру: «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек». Обобщая теоретические основы и опираясь на опыт своей работы могу отметить положительные результаты интегративного подхода в естественнонаучном образовании:
Осмысление интеграции как механизма гуманитаризации содержания образования позволяет определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования. Преподавание интегрированной географии, как комплексно-географической, историко-культурной, эколого-экономической и практической науки выходит на первое место. Интегративная роль школьной географии заключается в объединении, связывании в целое отдельных отраслевых – физико-географических, природно-социальных, общественно-географических – ее подразделений. Учебная география, позволяет выработать у школьников географическое мышление, специфической чертой которого является связанность, комплексность и системность. Именно ей принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин. |
|
© yaskova-bryansk |