|
|
|
Введение (1ч) |
|
|
|
1 |
|
1 |
Что изучает физическая география России. |
Знать структуру курса, новые ИГИ.
Знать границы России и пограничных государств.
Уметь показывать границы России. |
ИГИ (источники географической информации).
Государственная граница |
§ 1 |
|
|
|
I Россия на карте мира
(13 ч.) |
|
|
|
2 |
|
1 |
Географическое положение России. |
Знать визитную карточку РФ: территория, акватория, население. Виды, уровни и особенности ГП России.
Уметь работать с геогр. картой России, схемами учебника. |
ФГП, математико-географическое положение, экономико-географическое положение. |
§ 1 |
3 |
|
2 |
Особенности ФГП России.
Пр.р. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран. |
Знать крайние точки России, расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.
Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте. |
Части света, северная страна, мысы. |
§ 2 |
4 |
|
3 |
Экономико- и транспортно-географическое положение России. |
Знать о мезо- и микроуровне положения России.
Уметь работать с полит. картой. |
Мезо-, микроуровень, транспортное положение. |
§ 3 |
5 |
|
4 |
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РФ. |
Знать положение России, его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию РФ.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Цивилизация,
НАТО, ЭГП. |
§ 4 |
6 |
|
5 |
Государственная территория России. |
Знать основные направления русской колонизации. Формирование и освоение территории.
Уметь работать с методическим аппаратом учебника. |
Государственная территория.
Колонизация. |
§ 5 |
7 |
|
6 |
Российские пространства: вопросы и проблемы. |
Знать роль природы в формировании РФ.
Уметь работать с таблицами учебника. |
Экономически активная территория. Северность ГП. |
§ 6 |
8 |
|
7 |
Государственные границы РФ. Типы и виды границ. |
Знать виды границ РФ.
Уметь группировать страны по признакам. |
Экономические границы, геополитические границы. |
§ 7 |
9 |
|
8 |
Сухопутные и морские границы. |
Знать особенности ЭГП РФ, сухопутных и морских соседей.
Уметь анализировать геогр. карты и устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать ГП государств. |
Внутренние воды, территориальные воды, экономическая зона, континентальный шельф, акватория, недра |
§ 8 |
10 |
|
9 |
Россия на карте часовых поясов.
Пр.р. №2: Решение задач на определение поясного времени. |
Знать роль часовых поясов в хозяйстве и жизни людей.
Уметь определять разницу во времени на территории РФ, поясное время в разных населенных пунктах. |
Местное, поясное, летнее, декретное время.
Часовой пояс.
Линия перемены дат. |
§ 9 |
11 |
|
10 |
Этапы и методы географического изучения территории. |
Знать историю формирования и освоения территории страны, изменения ее границ.
Уметь показывать маршруты экспедиций землепроходцев и географов. |
Русское Географическое общество.
Экспедиция. |
§ 10 |
12 |
|
11 |
История исследования и освоения России. |
Знать о современных географических исследованиях.
Уметь составлять таблицы. |
Великая и Северная экспедиция. |
§ 10 |
13 |
|
12 |
Особенности административно-территориального устройства России. |
Знать районирование страны, Субъекты Федерации, Федеративное устройство.
Уметь работать с картами полит.-адм. и адм.- территориального деления страны. |
Федерализм.
Административная реформа.
Республика. |
§ 11
Задания 6, 8 (табл.). |
14 |
|
13 |
К.р. по теме «Россия на карте мира». |
Проверить качество усвоения знаний и умений по теме.
При тестировании уметь самостоятельно работать с различными ИГИ. |
|
|
|
|
II Природа России (34 ч.) |
|
|
|
|
|
|
1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (9 ч.). |
|
|
15 |
|
1 |
Геологическое строение территории России. |
Знать основные тектонические структуры.
Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты. |
Литосферные плиты, платформа, щит, складчатые (сейсмические) пояса. |
§ 12
|
16 |
|
2 |
Геологическое летосчисление. |
Знать основные этапы геологической истории развития территории, особенности геологического строения.
Уметь работать с геохронологической табл. |
Геохронологическая таблица, геологические эры. |
§ 12
. |
17 |
|
3 |
Рельеф России. |
Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы; влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Древние и современные процессы, формирующие рельеф. Рельеф своей местности.
Уметь показывать основные формы рельефа на карте. |
Рельеф.
Рельефообразующие процессы. |
§ 13 |
18 |
|
4 |
Развитие форм рельефа. Внутренние процессы. |
Современное горообразование.
Землетрясения, вулканы. |
§ 13 |
19 |
|
5 |
Развитие форм рельефа. Внешние процессы. |
Эрозионные, эоловые формы рельефа. Антропогенный рельеф. |
§ 14 |
20 |
|
6 |
Полезные ископаемые России.
Пр.р. №3: Установление связи между тектоникой, рельефом и полезными ископаемыми. |
Знать закономерности размещения полезных ископаемых.
Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения. Комплексно использовать тематические карты |
Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры.
Минеральные ресурсы. |
§ 16 |
21 |
|
7 |
Неблагоприятные природные явления в литосфере. |
Знать о стихийных явлениях связанных с рельефом. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Землетрясения, вулканизм, сели, обвалы, оползни. |
§ 15 |
22 |
|
8 |
Человек и литосфера. |
Уметь устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между формами рельефа и хоз. деятельностью человека. |
Антропогенный рельеф, экстремальные условия. |
§ 16 |
23 |
|
9 |
К.р. (тестирование) по пройденной теме. |
Обобщить и систематизировать знания.
Закрепить умение читать и интерпретировать карту. |
|
|
|
|
2. Климат и климатические ресурсы. (7 ч.) |
|
|
24 |
|
10 |
Факторы, определяющие климат России. |
Знать климатообразующие факторы.
Уметь анализировать и сопоставлять карты разного содержания. |
Суммарная солнечная радиация. |
§ 17 |
25 |
|
11 |
Циркуляция воздушных масс.
Циклоны и антициклоны. |
Знать о климатических поясах, нарастании континентальности климата на восток. |
Атмосферный фронт, циклон, антициклон. |
§ 17 |
26 |
|
12 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории РФ.
Пр.р. №4: Опред. солнечной радиации, t января и июля, осадков, К увлажнения. |
Знать закономерности: средние t января и июля, осадки, испарения, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Уметь характеризовать климат любой территории, используя климатические карты. |
Средние t°, коэффициент увлажнения, испаряемость. |
§ 18 |
27 |
|
13 |
Сезонность климата. |
Знать о влиянии климата на быт, хоз. деятельность и характер питания людей.
Уметь работать с агроклиматической картой; характеризовать климат своей местности. |
Климатические сезоны.
Агроклиматические ресурсы. Изменение климата. |
§ 19 |
28 |
|
14 |
Типы климатов России. |
Знать климатические пояса и области на территории России, их характеристики.
Уметь приводить примеры. |
Аркт; СА, Ум, континентальный, муссонный климат. |
§ 20 |
29 |
|
15 |
Зависимость человека от климата. |
Знать показатели, характеризующие уровень комфортности климата.
Уметь давать оценку природных условий России для проживания человека. |
Комфортность (дискомфортность) климата. Адаптация.
Засухи, пыльные бури. |
§ 21 |
30 |
|
16 |
Климат и человек.
К.р. по теме «Климат». |
Знать о влиянии климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье, хозяйственную деятельность. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Уметь характеризовать климат своего региона. |
Климатические явления – опасные и неблагоприятные. |
§ 22 |
|
|
|
3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч.). |
|
|
31 |
|
17 |
Разнообразие вод России. Реки. |
Знать виды внутренних вод, их распределение по бассейнам океанов, главные речные системы
Уметь показывать водные объекты. |
Водные ресурсы.
Речной сток. |
§ 23 |
32 |
|
18 |
Реки России.
Пр.р. №5: Опред. режима питания, год. стока, падения реки, её хоз. использования. |
Знать важнейшие особенности российских рек, их режим.
Уметь составлять развернутую характеристику реки. |
Падение реки.
Поводок, межень, наводнение, половодье. |
§ 23
К.к.: реки. |
33 |
|
19 |
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
Знать о распространении водных объектов.
Уметь характеризовать внутренние воды своей местности. |
Минеральные воды.
Многолетняя мерзлота.
Ледники. |
§ 24
К.к.: озера. |
34 |
|
20 |
Водные ресурсы. Охрана вод. |
Знать о неравномерности размещения водных ресурсов, бережном отношении к ним. Роль внутренних вод.
Уметь оценивать явления природы, связанные с водой. |
Водные ресурсы.
Половодье. Паводок.
Наводнение. Лавина.
Сель. Речной сток. |
§ 25 |
35 |
|
21 |
К.р. Обобщение знаний
по темам: «Климат» и «Внутренние воды». |
Закрепить полученные понятия и термины, обобщить знания.
Уметь анализировать и сопоставлять тематические карты, составлять характеристики. |
|
|
|
|
4. Почвы и почвенные ресурсы (3 ч.). |
|
|
36 |
|
22 |
Образование почв и их разнообразие. |
Знать основные типы почв, факторы почвообразования. В.В. Докучаев-основоположник почвоведения. |
Почвообразующие факторы. Почвенный профиль. Плодородие. |
§ 26 |
37 |
|
23 |
Закономерности распространения почв.
Пр.р. №6: Выявление условий почвообразования, оценка плодородия почв. |
Знать особенности географии почв России.
Уметь анализировать почвенную карту, профили, схемы; характеризовать почву своей местности. |
Типы почв. |
§ 27 |
38 |
|
24 |
Почвенные ресурсы России. |
Знать об изменениях почв при хоз. использовании; о мероприятиях, сохраняющих свойства почв. |
Эрозия почв, мелиорация, почвенные и земельные ресурсы. |
§ 28 |
|
|
|
5. Растительный и животный мир (2 ч.). |
|
|
39 |
|
25 |
Растительный и животный мир. |
Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного т животного мира; особенности природных зон России.
Уметь анализировать тематические карты. |
«Живая природа». |
§ 29 |
40 |
|
26 |
Биологические ресурсы.
К.р. по теме «Почвенно-растительный покров, животный мир». |
Знать о лесных и охотничье-промысловых ресурсах; растительном и животном мире своей местности. Рациональное использование и охрана биолог. ресурсов. |
Биологические ресурсы.
Исчерпаемость ресурсов.
Красная книга России.
Заповедники и нац. парки. |
§ 30 |
|
|
|
6. Природное районирование (8 ч.). |
|
|
41 |
|
27 |
Разнообразие природных комплексов России. |
Знать о разнообразии ПК, формировании ПТК, природных и антропогенных ПТК.
Уровни природных комплексов..
Прир. и экологический потенциал России. |
Ландшафтоведение, районирование.
Природные условия и ресурсы. |
§ 31 |
42 |
|
28 |
Природно-хозяйственные зоны России. |
Знать о природной зональности; роли В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ; понятие о природно-хозяйственных зонах.
Уметь работать с тематическими картами, схемами, таблицами. |
Прир. зоны, природно-хозяйственная зона.
Природопользование.
Агроклиматические ресурсы. |
§ 32 |
43 |
|
29 |
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра. |
Знать особенности прир. зон.
Уметь находить прир. зоны на тематической карте. |
Кустарничковые растения.
Многолетняя мерзлота.
Морской промысел, охота, оленеводство. |
§ 33 |
44 |
|
30 |
Разнообразие лесов России.
Пр.р. №7: Оценка прир. условий и ресурсов ПЗ, сравнение природных зон России. |
Знать особенности лесных зон, основные виды природопользования.
Уметь сравнивать, анализировать, показывать взаимосвязи прир. компонентов. |
Тайга, смешанные и широколиственные леса. |
§ 34 |
45 |
|
31 |
Безлесная зона России: лесостепи, степи, пустыни, полупустыни. |
Знать закономерности размещения прир. зон, взаимосвязи прир. компонентов в них. |
Черноземы, сероземы.
Суховеи, пыльные бури. |
§ 35 |
46 |
|
32 |
Высотная поясность |
Знать основные виды природопользования.
Уметь выявлять закономерности смены прир. зон в горах. Сравнивать высотную поясность разных гор РФ. |
Высотная поясность. |
§ 36 |
47 |
|
33 |
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). |
Знать Памятники Всемирного природного наследия. Экологические проблемы.
Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. |
Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.
Экологический потенциал. |
§ 37 |
48 |
|
34 |
Обобщение знаний по теме «Природа России»
К.р. (тестирование). |
Закрепить и систематизировать знание темы. Повторить основные термины и понятия. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, используя различные ИГИ. |
§ 38 |
|
|
|
III Население России (8 ч.) |
|
|
|
49 |
|
1 |
Численность и естественный прирост населения. |
Знать особенности воспроизводства населения, региональные различия ЕП.
Уметь сравнивать численность населения разных стран; выявлять причины демографического кризиса. |
ЕП, естественная убыль, демографическая пирамида, перепись населения, демографический кризис. |
§ 38 |
50 |
|
2 |
Половозрастной состав населения. |
Знать своеобразие половозрастной пирамиды в России.
Уметь проследить причинно-следственные связи на примере сокращения средней продолжительности жизни россиян. |
Половозрастная пирамида. Средняя продолжительность жизни. |
§ 39 |
51 |
|
3 |
Национальный, языковой, религиозный состав населения. |
Знать о народах, населяющих Россию, межнациональных отношениях, языковых семьях и группах, религиях. |
Многонациональность, языковая семья. |
§ 40 |
52 |
|
4 |
Городское и сельское население. |
Знать об изменении доли городского и сельского населения, проблемах населенных пунктов. |
Городское и сельское население. Урбанизация, агломерация. |
§ 41 |
53 |
|
5 |
Размещение населения России. |
Знать особенности и зоны расселения.
Уметь работать с картой населения. |
Основная зона расселения и хоз. освоения. |
§ 42 |
54 |
|
6 |
Миграция населения России. |
Знать типы виды миграций; роль внешних миграций в динамике населения страны; факторы, определяющие направление миграции. |
Механический прирост, иммиграция, эмиграция, реэмиграция.
Беженцы и вынужденные переселенцы. |
§ 43 |
55 |
|
7 |
Люди и труд. |
Знать о неравномерности распределения трудоспособного населения, изменении структуры занятости, проблемах безработицы, геогр. различиях в уровнях жизни населения. |
Экономически активное население, трудовые ресурсы, занятость населения, рынок труда. |
§ 44 |
56 |
|
8 |
К.р. по теме «Население России. |
Закрепить умение и навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами. Обобщить и систематизировать материал по теме. |
|
|
|
|
IV Хозяйство России (12 ч.) |
|
|
|
57 |
|
1 |
Что такое хозяйство страны. |
Знать важнейшие показатели уровня развития хозяйства. Отраслевая функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Уметь определять по схеме отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. |
ВВП (валовой внутренний продукт).
Производительность труда.
Предприятие.
Отрасль хозяйства. |
§ 45 |
58 |
|
2 |
Как география изучает хозяйство. |
Знать условия размещения предприятий, территориальную структуру хозяйства.
Уметь определять факторы размещения предприятий. |
Территориальная структура хозяйства. |
§ 46 |
|
|
|
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу. |
|
59 |
|
3 |
Состав первичного сектора экономики. |
Знать состав сектора, его выдающуюся роль, особенности его отраслей.
Уметь работать со схемами учебника. |
Природные ресурсы.
Неисчерпаемые ресурсы.
Исчерпаемые ресурсы: возобнов. и невозобнов. |
§ 47 |
60 |
|
4 |
Природно-ресурсный потенциал. |
Знать классификацию прир. ресурсов, основные ресурсные базы.
Уметь приводить примеры. |
Компоненты природы. |
§ 48 |
61 |
|
5 |
Богата ли Россия ресурсами? |
Знать о дисбалансе в обеспеченности видами ресурсов и их потреблении.
Уметь работать с табл. и картами. |
Ресурсная база. |
§ 49 |
62 |
|
6 |
Сельское хозяйство. |
Знать отличия с/х от других хоз. отраслей, проблемы использования с/х земель.
Уметь определять территории благоприятные для ведения с/х. |
С/х угодья.
Мелиорация. |
§ 50 |
63 |
|
7 |
Земледелие.
Пр.р. №8(а): Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур. |
Знать о ведущей роли зернового хозяйства, основные культуры, выращиваемые в России.
Уметь определять по картам и приложению учебника географию возделывания с/х культур. |
Полеводство, зерновое хозяйство, технические культуры.
Садоводство, виноградарство. |
§ 51 |
64 |
|
8 |
Животноводство.
Пр.р. №8(б): Определение по картам главных районов животноводства. |
Знать основные направления скотоводства.
Уметь определять по картам географию животноводства. |
АПК (агропромышленный комплекс). |
§ 52 |
65 |
|
9 |
Лесное хозяйство.
Охота. |
Знать диспропорции географии лесных ресурсов, роль леса в российской экономике.
Определять по карте лесоизбыточные и лесодефицитные районы, районы богатые пушниной. |
Пушной промысел. |
§ 53 |
66 |
|
10 |
Рыбное хозяйство. |
Знать специфику рыбопромысловых бассейнов, ведущую роль Дальневосточного бассейна, географию переработки рыбы. |
Рыбное хозяйство.
Морской промысел.
Прудовое и озерное рыбоводство. |
§ 54 |
67 |
|
11 |
Географический фактор в развитии общества. |
Знать о роле природы в развитии России.
Уметь приводить примеры влияния ландшафтов на творчество поэтов, художников, писателей. |
Природная среда. |
§ 55 |
68 |
|
12 |
Урок обобщающего повторения по разделам курса.
Подведение итогов года. |
|
|