ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 по курсу

«География России»

8 класс (68 часов)

к учебнику под редакцией И.И. Бариновой, В.П. Дронова

 Учителя географии

Яськовой Л.И.

 

ур.

п/п

Дата календарная

ур.

в теме

Название темы

(тема урока)

Знания, умения, навыки

Основные понятия,

термины

Дом.

задания

 

 

 

 Введение (1ч) 

 

 

 

1

 

1

Что изучает физическая география России.

Знать структуру курса, новые ИГИ.

Знать границы России и пограничных государств.

Уметь показывать границы России.

ИГИ (источники географической информации).

Государственная граница

§ 1

 

 

 

 I Россия на карте мира

(13 ч.) 

 

 

 

2

 

1

Географическое положение России.

Знать визитную карточку РФ: территория, акватория, население. Виды, уровни и особенности ГП России.

Уметь работать с геогр. картой России, схемами учебника.

ФГП, математико-географическое положение, экономико-географическое положение.

§ 1

3

 

2

Особенности ФГП России.

Пр.р. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Знать крайние точки России, расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.

Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте.

Части света, северная страна, мысы.

§ 2

4

 

3

Экономико- и транспортно-географическое положение России.

Знать о мезо- и микроуровне положения России.

Уметь работать с полит. картой.

Мезо-, микроуровень, транспортное положение.

§ 3

5

 

4

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РФ.

Знать положение России, его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию РФ.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Цивилизация,

НАТО, ЭГП.

§ 4

6

 

5

Государственная территория России.

Знать основные направления русской колонизации. Формирование и освоение территории.

Уметь работать с методическим аппаратом учебника.

Государственная территория.

Колонизация.

§ 5

7

 

6

Российские пространства: вопросы и проблемы.

Знать роль природы в формировании РФ.

Уметь работать с таблицами учебника.

Экономически активная территория. Северность ГП.

§ 6

8

 

7

Государственные границы РФ. Типы и виды границ.

Знать виды границ РФ.

Уметь группировать страны по признакам.

Экономические границы, геополитические границы.

§ 7

9

 

8

Сухопутные и морские границы.

Знать особенности ЭГП РФ, сухопутных и морских соседей.

Уметь анализировать геогр. карты и устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать ГП государств.

Внутренние воды, территориальные воды, экономическая зона, континентальный шельф, акватория, недра

§ 8

10

 

9

Россия на карте часовых поясов.

Пр.р. №2: Решение задач на определение поясного времени.

Знать роль часовых поясов в хозяйстве и жизни людей.

Уметь определять разницу во времени на территории РФ, поясное время в разных населенных пунктах.

Местное, поясное, летнее, декретное время.

Часовой пояс.

Линия перемены дат.

§ 9

11

 

10

Этапы и методы географического изучения территории.

Знать историю формирования и освоения территории страны, изменения ее границ.

Уметь показывать маршруты экспедиций землепроходцев и географов.

Русское Географическое общество.

Экспедиция.

§ 10

12

 

11

История исследования и освоения России.

Знать о современных географических исследованиях.

Уметь составлять таблицы.

Великая и Северная экспедиция.

§ 10

13

 

12

Особенности административно-территориального устройства России.

Знать районирование страны, Субъекты Федерации, Федеративное устройство.

Уметь работать с картами полит.-адм. и адм.- территориального деления страны.

Федерализм.

Административная реформа.

Республика.

§ 11

Задания 6, 8 (табл.).

14

 

13

К.р. по теме «Россия на карте мира».

Проверить качество усвоения знаний и умений по теме.

При тестировании уметь самостоятельно работать с различными ИГИ.

 

 

 

 

 II Природа России (34 ч.) 

 

 

 

 

 

 

1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (9 ч.).

 

 

15

 

1

Геологическое строение территории России.

Знать основные тектонические структуры.

Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты.

Литосферные плиты, платформа, щит, складчатые (сейсмические) пояса.

§ 12

 

16

 

2

Геологическое летосчисление.

Знать основные этапы геологической истории развития территории, особенности геологического строения.

Уметь работать с геохронологической табл.

Геохронологическая таблица, геологические эры.

§ 12

.

17

 

3

Рельеф России.

Знать особенности рельефа, размещение основных форм; связь рельефа со строением литосферы; влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Древние и современные процессы, формирующие рельеф. Рельеф своей местности.

Уметь показывать основные формы рельефа на карте.

Рельеф.

Рельефообразующие процессы.

§ 13

18

 

4

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы.

Современное горообразование.

Землетрясения, вулканы.

§ 13

19

 

5

Развитие форм рельефа. Внешние процессы.

Эрозионные, эоловые формы рельефа. Антропогенный рельеф.

§ 14

20

 

6

Полезные ископаемые России.

Пр.р. №3: Установление связи между тектоникой, рельефом и полезными ископаемыми.

Знать закономерности размещения полезных ископаемых.

Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения. Комплексно использовать тематические карты

Полезные ископаемые, месторождения, бассейн, поверхность земной коры.

Минеральные ресурсы.

§ 16

21

 

7

Неблагоприятные природные явления в литосфере.

Знать о стихийных явлениях связанных с рельефом. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Землетрясения, вулканизм, сели, обвалы, оползни.

§ 15

22

 

8

Человек и литосфера.

Уметь устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между формами рельефа и хоз. деятельностью человека.

Антропогенный рельеф, экстремальные условия.

§ 16

23

 

9

К.р. (тестирование) по пройденной теме.

Обобщить и систематизировать знания.

Закрепить умение читать и интерпретировать карту.

 

 

 

 

2. Климат и климатические ресурсы. (7 ч.)

 

 

24

 

10

Факторы, определяющие климат России.

Знать климатообразующие факторы.

Уметь анализировать и сопоставлять карты разного содержания.

Суммарная солнечная радиация.

§ 17

25

 

11

Циркуляция воздушных масс.

Циклоны и антициклоны.

Знать о климатических поясах, нарастании континентальности климата на восток.

Атмосферный фронт, циклон, антициклон.

§ 17

26

 

12

Закономерности распределения тепла и влаги на территории РФ.

Пр.р. №4: Опред. солнечной радиации, t января и июля, осадков, К увлажнения.

Знать закономерности: средние t января и июля, осадки, испарения, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Уметь характеризовать климат любой территории, используя климатические карты.

Средние t°, коэффициент увлажнения, испаряемость.

§ 18

27

 

13

Сезонность климата.

Знать о влиянии климата на быт, хоз. деятельность и характер питания людей.

Уметь работать с агроклиматической картой; характеризовать климат своей местности.

Климатические сезоны.

Агроклиматические ресурсы. Изменение климата.

§ 19

28

 

14

Типы климатов России.

Знать климатические пояса и области на территории России, их характеристики.

Уметь приводить примеры.

Аркт; СА, Ум, континентальный, муссонный климат.

§ 20

29

 

15

Зависимость человека от климата.

Знать показатели, характеризующие уровень комфортности климата.

Уметь давать оценку природных условий России для проживания человека.

Комфортность (дискомфортность) климата. Адаптация.

Засухи, пыльные бури.

§ 21

30

 

16

Климат и человек.

 

 

К.р. по теме «Климат».

Знать о влиянии климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье, хозяйственную деятельность. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Уметь характеризовать климат своего региона.

Климатические явления – опасные и неблагоприятные.

§ 22

 

 

 

3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч.).

 

 

31

 

17

Разнообразие вод России. Реки.

Знать виды внутренних вод, их распределение по бассейнам океанов, главные речные системы

Уметь показывать водные объекты.

Водные ресурсы.

Речной сток.

§ 23

32

 

18

Реки России.

Пр.р. №5: Опред. режима питания, год. стока, падения реки, её хоз. использования.

Знать важнейшие особенности российских рек, их режим.

Уметь составлять развернутую характеристику реки.

Падение реки.

Поводок, межень, наводнение, половодье.

§ 23

К.к.: реки.

33

 

19

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Знать о распространении водных объектов.

Уметь характеризовать внутренние воды своей местности.

Минеральные воды.

Многолетняя мерзлота.

Ледники.

§ 24

К.к.: озера.

34

 

20

Водные ресурсы. Охрана вод.

Знать о неравномерности размещения водных ресурсов, бережном отношении к ним. Роль внутренних вод.

Уметь оценивать явления природы, связанные с водой.

Водные ресурсы.

Половодье. Паводок.

Наводнение. Лавина.

Сель. Речной сток.

§ 25

35

 

21

К.р. Обобщение знаний

по темам: «Климат» и «Внутренние воды».

Закрепить полученные понятия и термины, обобщить знания.

Уметь анализировать и сопоставлять тематические карты, составлять характеристики.

 

 

 

 

4. Почвы и почвенные ресурсы (3 ч.).

 

 

36

 

22

Образование почв и их разнообразие.

Знать основные типы почв, факторы почвообразования. В.В. Докучаев-основоположник почвоведения.

Почвообразующие факторы. Почвенный профиль. Плодородие.

§ 26

37

 

23

Закономерности распространения почв.

Пр.р. №6: Выявление условий почвообразования, оценка плодородия почв.

Знать особенности географии почв России.

Уметь анализировать почвенную карту, профили, схемы; характеризовать почву своей местности.

Типы почв.

§ 27

38

 

24

Почвенные ресурсы России.

Знать об изменениях почв при хоз. использовании; о мероприятиях, сохраняющих свойства почв.

Эрозия почв, мелиорация, почвенные и земельные ресурсы.

§ 28

 

 

 

5. Растительный и животный мир (2 ч.).

 

 

39

 

25

Растительный и животный мир.

Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного т животного мира; особенности природных зон России.

Уметь анализировать тематические карты.

«Живая природа».

§ 29

40

 

26

Биологические ресурсы.

К.р. по теме «Почвенно-растительный покров, животный мир».

Знать о лесных и охотничье-промысловых ресурсах; растительном и животном мире своей местности. Рациональное использование и охрана биолог. ресурсов.

Биологические ресурсы.

Исчерпаемость ресурсов.

Красная книга России.

Заповедники и нац. парки.

§ 30

 

 

 

6. Природное районирование (8 ч.).

 

 

41

 

27

Разнообразие природных комплексов России.

Знать о разнообразии ПК, формировании ПТК, природных и антропогенных ПТК.

Уровни природных комплексов..

Прир. и экологический потенциал России.

Ландшафтоведение, районирование.

Природные условия и ресурсы.

§ 31

42

 

28

Природно-хозяйственные зоны России.

Знать о природной зональности; роли В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ; понятие о природно-хозяйственных зонах.

Уметь работать с тематическими картами, схемами, таблицами.

Прир. зоны, природно-хозяйственная зона.

Природопользование.

Агроклиматические ресурсы.

§ 32

43

 

29

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Знать особенности прир. зон.

Уметь находить прир. зоны на тематической карте.

Кустарничковые растения.

Многолетняя мерзлота.

Морской промысел, охота, оленеводство.

§ 33

44

 

30

Разнообразие лесов России.

Пр.р. №7: Оценка прир. условий и ресурсов ПЗ, сравнение природных зон России.

Знать особенности лесных зон, основные виды природопользования.

Уметь сравнивать, анализировать, показывать взаимосвязи прир. компонентов.

Тайга, смешанные и широколиственные леса.

§ 34

45

 

31

Безлесная зона России: лесостепи, степи, пустыни, полупустыни.

Знать закономерности размещения прир. зон, взаимосвязи прир. компонентов в них.

Черноземы, сероземы.

Суховеи, пыльные бури.

§ 35

46

 

32

Высотная поясность

Знать основные виды природопользования.

Уметь выявлять закономерности смены прир. зон в горах. Сравнивать высотную поясность разных гор РФ.

Высотная поясность.

§ 36

47

 

33

Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Знать Памятники Всемирного природного наследия. Экологические проблемы.

Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы.

Экологический потенциал.

§ 37

48

 

34

Обобщение знаний по теме «Природа России»

К.р. (тестирование).

Закрепить и систематизировать знание темы. Повторить основные термины и понятия. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, используя различные ИГИ.

§ 38

 

 

 

 III Население России (8 ч.) 

 

 

 

49

 

1

Численность и естественный прирост населения.

Знать особенности воспроизводства населения, региональные различия ЕП.

Уметь сравнивать численность населения разных стран; выявлять причины демографического кризиса.

ЕП, естественная убыль, демографическая пирамида, перепись населения, демографический кризис.

§ 38

50

 

2

Половозрастной состав населения.

Знать своеобразие половозрастной пирамиды в России.

Уметь проследить причинно-следственные связи на примере сокращения средней продолжительности жизни россиян.

Половозрастная пирамида. Средняя продолжительность жизни.

§ 39

51

 

3

Национальный, языковой, религиозный состав населения.

Знать о народах, населяющих Россию, межнациональных отношениях, языковых семьях и группах, религиях.

Многонациональность, языковая семья.

§ 40

52

 

4

Городское и сельское население.

Знать об изменении доли городского и сельского населения, проблемах населенных пунктов.

Городское и сельское население. Урбанизация, агломерация.

§ 41

53

 

5

Размещение населения России.

Знать особенности и зоны расселения.

Уметь работать с картой населения.

Основная зона расселения и хоз. освоения.

§ 42

54

 

6

Миграция населения России.

Знать типы виды миграций; роль внешних миграций в динамике населения страны; факторы, определяющие направление миграции.

Механический прирост, иммиграция, эмиграция, реэмиграция.

Беженцы и вынужденные переселенцы.

§ 43

55

 

7

Люди и труд.

Знать о неравномерности распределения трудоспособного населения, изменении структуры занятости, проблемах безработицы, геогр. различиях в уровнях жизни населения.

Экономически активное население, трудовые ресурсы, занятость населения, рынок труда.

§ 44

56

 

8

К.р. по теме «Население России.

Закрепить умение и навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами. Обобщить и систематизировать материал по теме.

 

 

 

 

 IV Хозяйство России (12 ч.) 

 

 

 

57

 

1

Что такое хозяйство страны.

Знать важнейшие показатели уровня развития хозяйства. Отраслевая функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Уметь определять по схеме отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

ВВП (валовой внутренний продукт).

Производительность труда.

Предприятие.

Отрасль хозяйства.

§ 45

58

 

2

Как география изучает хозяйство.

Знать условия размещения предприятий, территориальную структуру хозяйства.

Уметь определять факторы размещения предприятий.

Территориальная структура хозяйства.

§ 46

 

 

 

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу.

 

59

 

3

Состав первичного сектора экономики.

Знать состав сектора, его выдающуюся роль, особенности его отраслей.

Уметь работать со схемами учебника.

Природные ресурсы.

Неисчерпаемые ресурсы.

Исчерпаемые ресурсы: возобнов. и невозобнов.

§ 47

60

 

4

Природно-ресурсный потенциал.

Знать классификацию прир. ресурсов, основные ресурсные базы.

Уметь приводить примеры.

Компоненты природы.

§ 48

61

 

5

Богата ли Россия ресурсами?

Знать о дисбалансе в обеспеченности видами ресурсов и их потреблении.

Уметь работать с табл. и картами.

Ресурсная база.

§ 49

62

 

6

Сельское хозяйство.

Знать отличия с/х от других хоз. отраслей, проблемы использования с/х земель.

Уметь определять территории благоприятные для ведения с/х.

С/х угодья.

Мелиорация.

§ 50

63

 

7

Земледелие.

Пр.р. №8(а): Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Знать о ведущей роли зернового хозяйства, основные культуры, выращиваемые в России.

Уметь определять по картам и приложению учебника географию возделывания с/х культур.

Полеводство, зерновое хозяйство, технические культуры.

Садоводство, виноградарство.

§ 51

64

 

8

Животноводство.

Пр.р. №8(б): Определение по картам главных районов животноводства.

Знать основные направления скотоводства.

Уметь определять по картам географию животноводства.

АПК (агропромышленный комплекс).

§ 52

65

 

9

Лесное хозяйство.

Охота.

Знать диспропорции географии лесных ресурсов, роль леса в российской экономике.

Определять по карте лесоизбыточные и лесодефицитные районы, районы богатые пушниной.

Пушной промысел.

§ 53

66

 

10

Рыбное хозяйство.

Знать специфику рыбопромысловых бассейнов, ведущую роль Дальневосточного бассейна, географию переработки рыбы.

Рыбное хозяйство.

Морской промысел.

Прудовое и озерное рыбоводство.

§ 54

67

 

11

Географический фактор в развитии общества.

Знать о роле природы в развитии России.

Уметь приводить примеры влияния ландшафтов на творчество поэтов, художников, писателей.

Природная среда.

§ 55

68

 

12

Урок обобщающего повторения по разделам курса.

Подведение итогов года.

 

 

© yaskova-bryansk

Бесплатный хостинг uCoz